Игры, которые пробуждают и тренируют мышление, любознательность, изобретательность, находчивость, креативность и фантазию.
С заботой о родителях и детях - для каждой игры прописаны советы на разные случаи и подходы по возрастам.
Мы считаем важным, чтобы голова была не только хорошо наполненная, но и хорошо устроенная. Наши карточки - как раз про это. Про развитие навыка быть креативным, навыка мыслить не по шаблону, навыка изобретать новое.
Таково содержание карточек и их цель. Но важно не только содержание, но и форма. Поэтому все наши карточки разработаны в игровой форме, и это не случайно.
ТРИЗ-педагогика для нас - это возможность научить детей решать настоящие задачи из обычной жизни, а не только абстрактные задачи из учебников. Развить способность мыслить продуктивно, творчески, системно и креативно. Тренировать изобретательское мышление. В общем, все те навыки, которые понадобятся человеку для того, чтобы быть успешным в нашем быстро меняющемся мире.
Образец
Каждый родитель хочет дать своему ребенку самое лучшее. Но где найти это лучшее? Сейчас доступно море развиваюших занятий, подходов, методик. Как же разобраться в этом многообразии, ведь всё не освоить, везде не успеть и всё ли это действительно нужно малышам? К примеру, «креативность»', нужно ли её развивать? Проведем
тест на Колобке! Вот небольшой список самых распространенных моралей этой сказки. Есть ли среди них та, которая кажется вам ключевой? Или вам близок другой вариант?
1. Слушаться надо было старших. Не послушался — пропал!
2. Хитрецы, как лиса — они такие. Их надо остерегаться и не связываться с ними.
3. Не поддавайся на лесть, а то тебя «проглотят». Мы считаем, что все эти трактовки имеют право на существова-
ние, однако ключевая для нас такова: Колобок действовал по шаблону, и это его подвело.
Впервые встретившись с преградой, колобок применил одно решение (спел песенку), оно помогло ему спастись от первого встреченного зверя, и дальше он повторял это же решение с каждым следующим зверем. Только вот с Лисой шаблон не сработал. Тут нужно было найти новое нешаблонное решение, проявить креативность. Колобок этого не сделал — и пропал.
В жизни каждого ребенка наступит момент, когда нужно будет подумать своей головой и найти новое решение. В этот момент всё, чему учили мамы, папы и учителя, как шаблон, может не сработать. А может, этому и вовсе не учили, а ситуация будет новой, и решение надо будет изобретать самому. Придется включить смекалку. Только если она не развита — включать ‚может оказаться, будет нечего...
А вы учите детей думать? Занимаетесь ли вы развитием мышления и воображения своего ребенка? Развитый интеллект — это основа. А потом, на эту плодородную почву уже хорошо лягут все дополнительные знания и навыки, которые можно почерпнуть на развивающих кружках, в секциях и в энциклопедиях.
Под креативностью мы подразумеваем воображение, смекалку и творческий подход к решению жизненных задач.
Так что для нас, в первую очередь, важна голова хорошо устро енная, и только во вторую очередь — хорошо наполненная. Наши карточки — как раз про это. Про развитие навыка быть креативным, навыка мыслить не по шаблону, навыка изобретать новое.
Таково содержание карточек и их цель. Но важно не только содержание, но и форма. Поэтому все наши карточки разработаны в игровой форме, и это не случайно.
Это нам, родителям и учителям, важно развитие. А дети про него и не думают, им это неорганично. Им хочется играть, и от родителей ребенку-дошкольнику нужны только участие и возможность играть. Так почему бы не запаковать развивающие упражнения в форму игр?
Поэтому зтап-карточки от ТРИЗиКот оформлены в развлекательном или игровом стиле, снабжены комментариями, которые помогут родителям освоить игровой подход и применять его при развитии детей максимально эффективно.
Что ждет вас в следующих частях сборника
от ТРИЗиКОТ
Вторая и третья части книги посвящены теме « Встреча с чудом» и познанию мира через удивительные факты.
Часть вторая:
1. Карточки-помогалки для родителей «Удивительное рядом». Замеча еми экспериментируем.
2. Карточки-помогалки для родителей «Удивительные факты». Наблюдаем и рассуждаем.
3. Карточки «Придумываем сказки». Объединяем фантазированис с познанием нового.
Часть третья:
1. Игра в карточках «Собери серию». Игра для всей семьи, удивятся все!
2. Проводим домашние эксперименты с карточками «Простые опыты». Минимум реквизита.
3. Карточки «Веселые раскраски». Узнаём о чудесах мира животных и тренируем чувство юмора.
А также подарки-напоминалки в каждой части, чтобы закрепить новые навыки.
1. Медальки от Кота.
2. Паровозик Повстречайкин
3. Календарик встречи с чудом
Что такое ТРИЗ-педагогика?
Должно быть, вы заметили в начале названия нашего проекта ТРИЗиКот аббревиатуру «ТРИЗ». Знаком ли вам этот термин?
Он расшифровывается как Теория Решения Изобретательских
Задач. Это наука о том, как создавать изобретения, не будучи гением от природы. Идея основоположника ТРИЗ — Генриха Сауловича Альтшуллера — в том, что творчеству, изобретательству и сильному мышлению можно научиться так же, как и другим видам человеческой деятельности. ТРИЗ была основана на изучении закономерностей в развитии технических систем и применялась сугубо инженерами и изобретателями. Постепенно границы применения ТРИЗ расширялись. В какой-то момент на основе ТРИЗ
начала строиться образовательная методика — ТРИЗ-педагогика.
Сегодня ТРИЗ-педагогика еще развивается. Существует несколько школ, которые даже само понятие ТРИЗ-педагогика трактуют по-разному. Обозначим наш подход.
Мы исходим из того, что ТРИЗ-педагогика — это развивающая мышление и креативность методика, со своими «идеальными» инструментами воспитания, когда ребенок сам увлечен изучением окружающего мира, сам хочет изучать тему или предмет, потому что ему подали информацию соответствующим образом. Это воспитание творческой личности ребенка в первую очередь. На наш взгляд, именно на этой основе уже можно изучать и применять далее инструменты ТРИЗ, адаптированные для детей, и по желанию
готовить детей к дальнейшему изучению ТРИЗ. Цель карточек — развить творческую личность ребёнка, дать ему возможность проявить свою фантазию, воображение, не забывая про игру — ведущую деятельность ребенка. А также ввести родителей в тему ТРИЗ-педагогики, показать, с чего можно начинать её изучение.
ТРИЗ-пелагогика для нас — это возможность научить детей решать настоящие задачи из обычной жизни, а не только абстрактные залачи из учебников. Развить способность мыслить продуктивно, творчески, системно и креативно. Тренировать изобретательское мышление. В общем, все те навыки, которые понадобятся человеку
Что такое ТРИЗ-педагогика? 7 не только для галочки ‚“сделано”, аеще для того, чтобы быть успеш ным в нашем быстро меняющемся мире
Для достижения этих целей у ТРИЗ-педагогики есть свои инструменты. Для детей младшего возраста — это блоки «Развитие
Творческого Воображения (РТВ)» и «Встреча с чудом». Как наиболее органичные детскому восприятию методы. Проще говоря — в этих блоках мы учимся воображать и удивляться. А ещё готовим мышление к более глубокому изучению науки изобретателей — ТРИЗ, и помогаем формироваться творческой личности ребёнка.
Силами ТРИЗ-педагогов был накоплен большой фонд техник и упражнений по РТВ и Встрече с чудом. На данный момент большая их часть рассчитана в основном на детей школьного возраста. Конечно, умелые родители и педагоги могут адаптировать всё под любой возраст, но мы решили немного им в этом помочь. Так появился творческий коллектив «ТРИЗиКот».